Я люблю тебя, Балхаш. Русаков — первооткрыватель?

Многие считают, что наш город появился благодаря Коунрадскому месторождению, которое открыл геолог Михаил Петрович Русаков. Но так ли это. Является ли он первооткрывателем залежей медной руды?
Первые разработки меди на нашей территории появились в конце второго тысячелетия до нашей эры. Люди уже тогда умели работать с металлами. Руду плавили в медеплавильных печах и получали бронзу. Из него ремесленники делали орудия хозяйственного и бытового назначения: серпы, топоры, кинжалы, наконечники копий и стрелы.
Даулет Кожаков – историк: «Крупнейшим центром добычи меди был весь Центральный Казахстан, уже тогда были известны богатейшие месторождения руд и находки кусков самородной меди весом до нескольких центнеров. Все лежало на поверхности. И вот люди сами жили в Бектауата и привозили медь с Коунрада и использовали ее в хозяйстве».
В 19-ом веке в Российской империи промышленники пытались получить от царского правительства разрешение на разработку месторождения.
Даулет Кожаков – историк «в регионе Северного Балхаша работала экспедиция геолога Коврыгина. В 1856-ом году, когда работы закончились, этот геолог написал о месторождении в российском журнале «Горное дело», который издавался в городе Петроград. В 1901 ом году Павлодарский купец Деров просил у правительства разрешить начать разработку на этом месторождении, такая же просьба поступила от русского купца Кузнецова в 1915 году».
Возможно, кто-то из этих промышленников нанял иностранцев для разведочных работ.
Еркен Абдуллин – историк «Здесь проходили Англичане, они изучали. Когда они изучили это месторожение – Коунрадское месторождение, написали записку Царскому правительству, разрешите, мол покопаться близ Северного Прибалхашья. И эта записка видимо у чиновников завалялась. При октябрьском перевороте Михаил Петрович имел доступ к архивным данным. Все таки он тогда начинающий ученый-геолог был и он видимо эту записку нашел». Иссиню сопку он увидел, а когда он уже подъехал, он видел, на поверхности лежат медно-рудно содержащие камни. Эти камни складывали в мешочки, грузил и арбой отправлял в Каркаралинск.Русаков, он, во-первых, посчитал всю эту площадь. Определил запасы он не зря, когда в августе 28-го года он открыл телеграмму – открыто крупное порфировое месторождение. Обосновал, показал цифры.
Рассказывая об истории Коунрадского месторождения мы ни в коей мере не хотим умолить заслуги геолога, Михаила Русакова. Среди всех ученых, которые побывали на месторождении – он единственный, кто провел точные расчеты площади и объема запасов. Он посчитал, что если ежегодно добывать 175 тысяч тонн меди, то залежей хватит на 50-60 лет производства. Этот факт способствовал открытию месторождения, запуска промышленности, появлению завода, поселка, а позже и самого города.
В 1930ом году Михаил Русаков ездил в США в рабочую командировку. Оттуда привез подарок – чемоданы с измерительными приборами, которые приняли за шпионское оборудование. Ученого отправили в ссылку в Красноярский край на 25 лет.
Лишь через 5 лет Михаила Русакова удалось реабилитировать. Сразу после освобождения он вернулся к работе. Стал экспертом, способствовал открытию еще нескольких десятков месторождений. Но тяжелая болезнь заставила вернуться в Москву, где он и умер в 1963 году в возрасте семидесяти одного года. В честь Михаила Русакова назвали минерал — русаковит. Его имя присвоили школе и одной из улиц в поселке Конырат. К столетнему юбилею ученого в Балхаше установили памятник и назвали один из жилых микрорайонов.

Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться. Login

Комментировать