Заседание Совета по защите прав предпринимателей
20 февраля 2019 года в 15.00 часов на площадке Палаты предпринимателей Карагандинской области состоялось заседание Совета по защите прав предпринимателей Карагандинской области. На Совете присутствовали все государственные органы и правозащитники.
Были рассмотрены следующие вопросы:
(Докладчик: Даненбаев А.К. – начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров)
(Докладчик: Жмук Г.Н. – секретарь Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Карагандинской области).
(Докладчик: Исмагулов К.Ж. – заместитель начальника ДП Карагандинской области).
(Докладчик: Торегельдин С.М. – председатель Совета).
по обращению ИП Баранова П.А.
по неправомерному отказу в предоставлении земельного участка
В филиал Палаты предпринимателей Карагандинской области г.Шахтинск обратился индивидуальный предприниматель Баранов Павел Анатольевич с жалобой на неправомерные действия Акимата города Шахтинск касательно неправомерного отказа в предоставлении прав на земельный участок для реализации инвестиционного проекта.
По результатам рассмотрения обращения, установлено следующее.
11 октября 2018 года ИП Баранов П.А. обратился с заявлением в ГУ «Отдел земельных отношений, архитектуры и градостроительства города Шахтинск» за предоставлением земельного участка на праве временного возмездного краткосрочного землепользования (аренды) сроком на 3 года, расположенного в городе Шахтинск, поселок Долинка, район АК-159/7 для установки базы прудового хозяйства в целях реализации инвестиционного проекта.
Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, не требующие проведения торгов (конкурсов, аукционов) осуществляется на основании стандарта государственной услуги, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2016 года № 151 и регламента принятого акиматом области.
Согласно стандарту государственной услуги для оказания государственной услуги требуется предоставить:
1) заявление по форме, согласно приложению к настоящему стандарту государственной услуги;
2) документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности).
В заявлении указывается исключительные случаи, предусмотренный статьей 48 Земельного кодекса, одним из которых является инвестиционный проект.
Барановым П.А. были выполнены все требования, предусмотренные Земельным кодексом и стандартом.
22 октября 2018 года комиссией по вопросам предоставления земельных участков и землепользования под председательством заместителя акима г.Шахтинск было вынесено положительное заключение на основании представленных документов.
Землеустроительный проект был разработан, утвержден и выдан предпринимателю 04 декабря 2018 года.
Согласно пункту 7 статьи 43 Земельного кодекса РК решение местного исполнительного органа о предоставлении права на земельный участок принимается в срок до семи рабочих дней с момента поступления землеустроительного проекта, утвержденного соответствующим уполномоченным органом и положительного заключения земельной комиссии.
Копия решения местного исполнительного органа о предоставлении либо об отказе в предоставлении соответствующих прав на земельные участки вручается (направляется) заявителю в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения.
Условием положительного решения о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения земельной комиссии и землеустроительного проекта.
В свою очередь Акимат города Шахтинска в нарушение сроков предусмотренных Земельным кодексом и регламентом оказания госуслуги выносит постановление от 16 января 2019 года №3/02 об отказе в предоставлении земельного участка на основании того, что данный земельный участок не входит в категорию для реализации инвестиционного проекта.
В тоже время стандарт государственный услуги устанавливает основания для отказа:
1) если услугополучатель состоит в реестре лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки;
2) если услугополучателем представлен неполный пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении права на земельный участок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Земельного кодекса РК общий срок рассмотрения заявления о предоставлении права на земельный участок составляет до двух месяцев с момента его поступления.
Статьей 137 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение земельного законодательства Республики Казахстан при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка (нарушение срока принятия решения местным исполнительным органом об отказе в предоставлении прав на земельные участки)
Прокурор вправе обратиться в суд с иском (заявлением) в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав физических лиц, организаций, общественных и государственных интересов.
11 января 2019 года филиалом Палаты предпринимателей Карагандинской области г.Шахтинск направлено письмо на имя прокурора г.Шахтинск о рассмотрении данного вопроса и принятию соответствующих мер.
14 января 2019 года прокурор г.Шахтинск перенаправил данное обращение в обжалуемый орган, то есть в акимат г.Шахтинск.
В соответствии с Законом РК «О прокуратуре» органы прокуратуры рассматривают обращения в порядке, предусмотренных Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и иными законами.
В случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 7 Закона РК «О прокуратуре» прокурор поручает проверку уполномоченному государственному органу, в компетенцию которого входит ее проведение МСХ РК, а рамках качества оказания ДАДГиПК.
Также необходимо отметить правомерность отказа в предоставлении земельного участка предпринимателю, а именно, что данный земельный участок не входит в категорию для реализации инвестиционного проекта, которое никак не корреспондируется с нормами Земельного кодекса.
Так, согласно статье 1 Земельного кодекса РК, земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения;
4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
И такой категории земель, как для реализации инвестиционного проекта законодательством не предусмотрено.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что в данном случае нарушены права предпринимателя, вынесено не соответствующее законодательству решение местного исполнительного органа, нарушен бизнес-процесс оказания государственной услуги, нарушены требования рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
Вместе с тем, предпринимателю не оказана защита его прав и законных интересов органами прокуратуры г.Шахтинск, не приняты меры по выявлению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, государственными служащими проигнорированы нормы законов, а контролирующими и надзорными органами не приняты меры по их устранению.
Вопрос инвентаризации орошаемых земель
Самый больной вопрос для СХТП некоторых районов области является использование земельных участков предоставленных для сельскохозяйственного использования, которые в земельном кадастре учтены как орошаемые.
СХТП не могут рационально использовать орошаемые земли по нескольким причинам:
При встрече с уполномоченным органом, который пояснил, что орошаемые земли в неорошаемые земли государством переводиться не будут, следовательно, необходимо решить вопрос восстановления оросительных систем находящихся в государственной собственности.
Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства направлено на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и общества, стимулирование предпринимательской инициативы в Республике Казахстан.
В действительности со стороны государства такие условия не создаются, а наоборот государственные органы пользуются данным положением и используют сложившуюся ситуацию для привлечения СХПТ к административной ответственности и впоследствии повышения земельного налога за их неиспользование.
Хотя субъекты бизнеса готовы выполнять требования законодательства по использованию орошаемых земель и изменить направление предпринимательской деятельности.
На основании указанного необходимо провести инвентаризацию орошаемых земель с привлечением в состав соответствующих комиссий представителей Палаты предпринимателей и субъектов бизнеса.
Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться. Login